МНЕНИЕ

Председатель Независимого профсоюза горняков ОАО “Беларуськалий” Сергей Черкасов
Изменение Трудового кодекса и Закона «О пенсионном обеспечении», регистрация первички «Реммонтажстроя», дискриминация работников по профсоюзной принадлежности стали темами, о которых мы поговорили с председателем НПГ ОАО «Беларуськалий» Сергеем Черкасовым.
- В заседании Совета представителей приняли участие лидеры БНП и БКДП. Такой интерес был связан с обсуждением вопроса предстоящего изменения Трудового кодекса?
Да, это был один из главных вопросов. В Беларуси основным законодательным документом, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой кодекс. Альтернативой ТК, являются Декреты президента, имеющие силу Закона.
Правительство в лице Министерства труда и социальной защиты предложило парламенту внести изменения в Трудовой кодекс почти в полторы сотни статей, что составило около 35% самого кодекса. Большинство изменений и дополнений можно принимать т.к. они регулируют гендерные вопросы, новые формы труда: дистанционную работу. Вместе с этим, Минтруда предложил узаконить в ТК нормы Декретов №29 и №5. С чем мы не согласны. Действующий кодекс определяет, что если характер трудовой деятельности носит постоянный характер, то заключается трудовой договор на неопределенный срок. «Благодаря» Декрету №29 трудовые отношения в Беларуси стали временными: такая форма, как контракт, стала повсеместной. Разработчики изменений предлагают дополнить кодекс новой главой, посвященной контрактной форме найма.
- Профсоюз ранее высказывался по данной теме?
- И не только высказывался, но и участвовал в обсуждении. Александр Ярошук, председатель АП БКДП, являясь членом Национального Совета по трудовым и социальным вопросам, и участвуя в его работе, озвучил позицию независимых профсоюзов о недопустимости внесения норм Декретов в ТК РБ. На протяжении нескольких лет шло обсуждение и Закон не принимался. Но на весенней сессии Палатой представителей НС РБ Закон был принят в первом чтении.
- По этому вопросу было принято какое-то решение?
- Решения были приняты на Совете представителей БНП, а позже СП НПГ принял решение начать кампанию по сбору подписей под обращением о недопущении включения норм Декретов №29 и №5 в Трудовой кодекс Республики Беларусь и проведению пикета в Солигорске.
Еще один вопрос, который также «долгоиграющий»: о внесении изменений в Закон о пенсионном обеспечении. Статья 66 этого Закона не предполагает перерасчет пенсии тем работникам, которые получили пенсию по возрасту по условиям труда. Это касается шахтеров, обогатителей — собственно всех, кто занят во вредных условиях труда. Мы обращались с предложениями об изменении ст. 66 во все возможные госорганы: к президенту, в парламент, правительство, у нас собран пакет документов, но, с того времени этот вопрос не решился. За это время был принят и действует Закон о профессиональном пенсионном страховании. Количество работников, которые уходят на пенсию по Закону о пенсионном обеспечении будет неуклонно уменьшаться. Все это, а также то, что с 2017 года данное ограничение снято в отношении бывших военнослужащих, обязывает нас к активным действиям. В настоящее время мы собираем подписи под обращением и подали заявку на проведение пикета 12 октября 2018 г.
- Скольких работников «Беларуськалия» затрагивает эта проблема?
- На сегодняшний день в ОАО «Беларуськалий» работает более 2 тысяч человек, которые получили пенсию по возрасту за условия труда согласно списков №1 и №2.
В 2017 году мы обратились к депутату ПП НС РБ Рыбаку А.А. по этому вопросу, вручили ему пакет документов, и он вынес на обсуждение наши предложения, но поддержки не получил. Также обратились к Головатому И.И. депутату СР НС РБ.
Предложение очень даже простое: при наступлении пенсионного возраста всем тем работникам, которые были заняты во вредных условиях труда и которым была назначена пенсия и они ее получали, причем, в уменьшенном размере, по выходу на полную пенсию тот стаж, который наработан после назначения пенсии по условиям труда, учитывался. К примеру, за каждый дополнительный год работы после назначения пенсии плюс 1% повышения пенсии. Стоит отметить и то, что пенсионный возраст вырос и люди будут вынуждены работать дольше. Тем более, за тот период, когда человек продолжает работать, производятся все пенсионные выплаты в ФСЗН. Необходимо восстановить справедливость, как это сделано в отношении военнослужащих.
- Этот вопрос обсуждался на заседании?
- На Совет НПГ был приглашен депутат ПП НС РБ Андрей Рыбак, мы обсудили оба этих вопроса. Собственно, мы нашли понимание по ст. 66: он обратился к нам, чтобы мы предложили дополнительные аргументы для внесения изменений в статью закона. Что собственно, очень сложно сделать. Поскольку тех аргументов, которые мы предлагаем, по нашему мнению, достаточно. Я уже говорил про закон в отношении военнослужащих и повышение пенсионного возраста, и то, что из средств работников формируется пенсионный фонд. Тогда давайте сделаем по-другому: те средства, которые продолжают перечисляться в ФСЗН – верните работнику. И он за счет этих средств будет формировать свою дополнительную пенсию. А это сегодня 28% из фонда заработной платы перечисляемых нанимателем и 1% самим работником.
- Были комментарии отдельных чиновников, в которых они предлагали этой группе работников отказаться от пенсии или ссылались на то, что данная категория работников итак имеет достойную заработную плату?
Ну а почему они не ссылались на эти аргументы в отношении госслужащих или военных? Я звонил на прямую линию Министру труда и социальной защиты Костевич, так она сказала — ну что ж, значит вы выбрали не ту работу. Шахтеры достаточно зарабатывают для них сойдет и так. А зачем тогда изменять закон о военнослужащих, никто же не заставлял людей идти работать в милицию, армию и т.д. Это тоже выбор человека. Поэтому, давайте уровняем людей в гарантиях. По вкладу в развитие страны, опасностям в мирное время, шахтеры достойны положительного решения этого вопроса.
- Вопрос дискриминации также обсуждался?
- Да. В очередной раз столкнулись с дискриминацией работников Общества по членству в Независимом профсоюзе. Мы неоднократно обращались к нанимателю о прекращении давления по профсоюзной принадлежности.
- Давленое носит постоянный или эпизодически характер?
Сейчас я вправе говорить о постоянном давлении на членов НПГ.
Избран такой мерзкий способ: когда у людей возникают потребности, которые зависят от воли нанимателя. Допустим, человек решил перевестись с одного подразделения в другое. Решение принимается, но при условии, если ты выйдешь из НПГ. Если работник имеет образование или желание повысить свою карьеру, ему предлагают исполнять обязанности, тоже требование: «извини, ты состоишь не в том профсоюзе! Выходи из независимого профсоюза, будешь исполнять обязанности». Мы провели мониторинг и у нас есть подтверждающие факты давления на людей. Мы продолжаем эту работу и когда подведем итоги, встретимся с генеральным директором, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию.
Попробовал решить эту проблему в рабочем порядке, но не получилось. На встрече с гендиректором я довел ему информацию, но он сослался на нашу численность, сказав – «посмотрите на вашу численность. Если бы было давление вас бы давно уже не было на предприятии». Такой вот аргумент. Мы готовим документы и вопрос остается открытым: мы считаем, что нанимателем нарушается коллективный договор.
- Как обстоит ситуация с регистрацией организации в тресте «Реммонтажстрой»?
- Непростая ситуация с бывшими членами НПГ, которые остались в УСП «Трест»Реммонтажстрой». С начала лета мы пытаемся зарегистрировать эту организацию в Солигорском райисполкоме, но получаем отказ. Мы были вынуждены раза четыре обращаться к председателю и специалистам райисполкома, но, к сожалению, взаимопонимание с ними не найдено по неизвестным для нас причинам. Сейчас повторно направлены документы на регистрацию.
Что в этой ситуации поражает – это работа госчиновников с гражданами: 400 человек ждут решения о регистрации своей профсоюзной организации и в моем понимании им никто не должен в этом противостоять, но, в итоге, отказ. Мы натолкнулись на глухую стену в лице председателя райисполкома и его заместителей. Получив формальную отписку, мы не получили разъяснения от чиновников, где ошибка в поданных документах. В итоге вырисовалась довольно четкая картина: всем этим верховодит идеологический отдел Солигорского райисполкома в лице зам. председателя Страпко Алексея Павловича.
Обращусь прямо к чиновникам: вы получаете свои зарплаты, которые формируются в том числе из налогов, которые берутся у тех же работников «Реммонтажстроя» и не имеете право вести антирабочую политику, блокировать создание профсоюза. В связи с этим в Минский областной исполнительный комитет направлена жалоба на действия солигорских чиновников.
- На Совет представителей НПГ были приглашены представители райисполкома?
- Да, я обратился к председателю райисполкома с предложением принять участие в работе Совета. Понимая его занятость, сделал оговорку о возможности делегировать на Совет своего заместителя. Но в итоге ни ответа, ни привета до сих пор. Это показатель уровня теперешних чиновников. Они молоды, энергичны, полны сил, но с людьми разговаривать и считаться не хотят.
- Какова ситуация с заработной платой на предприятии?
- Это один из постоянных вопросов при встрече с работниками. Оплату труда в Обществе регулирует раздел 4 коллективного договора. Согласно п. 4.2 КД, который определяет условия повышения тарифных ставок (окладов), есть основания для повышения заработной платы, поскольку повысилась эффективность работы Общества по основным показателям: объему и реализации продукции, выручке и прибыли, повысилась производительность труда. НПГ готовит предложения нанимателю.
Беседовал Роман ЕРОШЕНЯ